Мера вынужденная, но отнюдь не новая. «Серый» импорт и раньше практиковался в РФ, правда был пресечён в 00-х для инвестиционной привлекательности страны. Такая же схема ввоза товаров есть и действует в США, Канаде, Великобритании, Бразилии и Турции. Так что рано опускать руки. Или всё-таки есть причины для тревог и сомнений? Давайте разбираться.
Параллельный импорт — это ввоз на территорию государства подлинных (оригинальных) товаров для дальнейшей реализации, при этом разрешения правообладателя не требуется.
Кто ушёл с рынка РФ?
Легче перечислить тех, кто остался. При том, что российский рынок покинули несколько сотен иностранных компаний, в то время как тысячи остались. Но ушли гиганты. Отсутствие которых не только заметно, но болезненно для нашей страны. Вот краткий перечень ушедших брендов, наиболее ощутимый для промышленников РФ:
- Volkswagen Group (VAG) – выпускающий линейку легковых автомобилей.
- Mercedes-Benz (Group AG) – легковые автомобили и грузовики.
- Electrolux – бытовая, профессиональная и промышленная техника.
- Michelin – шины для легковых авто, грузовиков и спецтехники.
- Daikin Industries – бытовые и промышленные кондиционеры.
- Volvo – самосвалы, тягачи, экскаваторы и спецтехника.
- Caterpillar и Deere – производители спецтехники.
- Komatsu и Hitachi – производители спецтехники.
- Kone – лифты и эскалаторы.
Полный список покинувших нас компаний включает бренды из: авиапромышленности; нефтегазовой отрасли; фармацевтики; цифровой техники; связи; строительства; банковского сектора; продуктов питания и товаров гигиены; кинопроката; мото- и велотехники; спорта и других сфер. И по всей видимости исходит не прекращается. Компании продолжают уходить из-за угрозы персональных санкций Запада и нарушения логистических цепочек.
Что нам разрешили ввозить?
Нам разрешили ввозить практически всё, за исключением лекарственных препаратов. Соответствующий закон подписал 28 июня 2022 года В. В. Путин. В настоящее время остаются открытыми 5 каналов параллельного импорта через Армению, Китай, Казахстан, Киргизию и Турцию. Но, опять же, из-за страха персональных санкций, иностранные продавцы большинства стран не смогут отпускать нам крупные партии товара. Так что возможно радоваться рано, и в пору засомневаться предстоящим успехам «серого» импорта. Например, вряд дилеры Mercedes-Benz смогут обеспечить РФ 40-60 тыс. машин в год. Германия этого не допустит.
Успокаивает дружественный настрой Китая. Здесь много локализованных американских, европейских, южнокорейских и японских брендов, выпускающих крупные объёмы продукции. Благодаря этому логистика из Поднебесной смотрится наиболее привлекательной и многообещающей. К тому же здесь полно местного производства, изделия которого могут конкурировать по качеству с аналогами из тех же США или ЕС.
Что можно привезти из КНР:
- Промышленное оборудование, станки и заводы.
- Электронику: Apple, Samsung, Sony, HP, Intel и другие.
- Программаторы с ЧПУ Siemens и рейд-контроллеры DELL.
- Автомобили: Audi, BMW, Toyota, Renault, Nissan и другие.
- Шины Мишлен для грузовиков, карьерных самосвалов и спецтехники.
- Японскую спецтехнику: Hitachi, Komatsu, Isuzu, Hino, Mitsubishi, TCM и Tadano.
- Китайскую спецтехнику: XCMG; Shantui; XGMA; SEM (CATERPILLAR QINGZHOU, LTD); Foton; Lovol; Forway; LiuGong; LUQING Machines.
- Эскалаторы и лифты финской компании KONE, а также китайские аналоги от: TAISHAN (Shanghai Guotai Elevator Co Ltd.); GENERAL ELEVATOR CO., LTD; CANNY ELEVATOR GROUP; SICHER Elevator Co., Ltd; KOYO Elevator Co; SJEC Corporation.
Конечно, на Китай будут давить США, Япония и Европа, угрожать санкциями. Ему придётся искать выходы. Но пока российский параллельный импорт в начале нового пути, – период обкатки неизбежен.
Промышленникам и транспортникам к размышлению
Ввезти через Китай будет можно американскую, европейскую, южнокорейскую и японскую спецтехнику. Однако встаёт вопрос о гарантийной политике. Кто подпишет обязательство о техническом обеспечении и плановом обслуживании? Дилеры не смогут, поскольку спецтехника ввезена в Россию нелегально. К тому же дилерские центры вскоре прекратят своё существование, как только с обслуживания будут сняты последние единицы гарантийной техники.
В свою очередь Комитет производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) потребовал исключить дорожно-строительную, сельскохозяйственную и другую самоходную технику из перечня товаров, в отношении которых легализован параллельный импорт. По мнению экспертов, отсутствие ТО несёт риски безопасности эксплуатации: как для операторов машин, так и для окружающих. Пока инициатива АЕБ остаётся открытой.
Что делать, вдруг инициативу одобрят? Как вариант, покупать сразу китайскую спецтехнику. Во-первых, на территории РФ есть дилерские центры, в которых налажен сервис, или такие центры вот-вот откроются по всей стране. Во-вторых, китайская спецтехника стоит на порядок дешевле аналогов из США, ЕС, Южной Кореи и Японии, что позволяет быстрее окупать вложения. Российских аналогов западным и китайским машинам пока нет, за исключение небольшого модельно ряда: экскаваторов, грейдеров и бульдозеров.
Резюме
Параллельный импорт – это хорошая идея Правительства РФ, хотя и вызванная безысходностью. Но! этот инструмент не решит проблемы потребителя в полной мере. В первую очередь встаёт вопрос о гарантийной политике, который надлежит разбирать в рамках «Закона о защите прав потребителей». Ведь при отсутствии авторизированного центра покупатель останется без поддержки. Во-вторую очередь появляются риски безопасной эксплуатации из-за отсутствия планового ТО. Учитывая первичные неясности и невыгодность положения, быть может пока, стоит обратить внимание на китайские заводские изделия, которые покрывает дилерская гарантия и есть ответственный поставщик. К тому же качество у них вполне конкурентоспособно с аналогами из США, ЕС, Южной Кореи и Японии. Хотя есть исключения, поэтому брать надо у дилеров.