Вообще открытие моста планировалось в 2020-м, однако из-за пандемии его несколько раз переносили. В июне 2022 года власти России и Китая торжественно открыли трансграничный мост между Благовещенском и Хэйхэ. Срок эксплуатации проекта совсем незначительный, но владельцы уже подсчитывают первую прибыль от его использования. Вообще открытие моста планировалось в 2020-м, однако из-за пандемии его несколько раз переносили. Тем временем запуск проекта в эксплуатацию сейчас пришёлся на руку России, как никогда. Поскольку многие логистические цепочки оборвались в связи с жёсткими экономическими санкциями со стороны Коллективного Запада. Поэтому очередной торговый путь поможет сгладить удары извне и внесёт свой вклад в стабилизацию экономики РФ.
Когда открыли мост?
Автомобильное движение по мосту между городами Благовещенск и Хэйхэ началось в 9:00 утра по Амурской области 10 июня 2022 года. Со стороны России выехали 8 грузовиков автопарка ООО «Газпром гелий сервис», работающих на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе. Они везли в Китай амурское соевое масло и пиломатериалы. Им навстречу из Китая стартовала колонна тягачей контейнеровозов. Они доставляли в РФ автомобильные шины и комплектующие для электрооборудования.
Церемония вещалась в прямом эфире на Москву, Владивосток, Пекин, Благовещенск и Хэйхэ. По обоим берегам Амура на площадках присутствовали первые люди руководства регионов: глава Амурской области Василий Орлов и губернатор провинции Хэйлунцзян Хуа Чаншэн. Старт движению дал Хуа Чаншэн, сказав по-русски: Поехали». Полноценно мост начал работать с 11 июня, но только для грузовиков. Для легковых авто и автобусов движение откроется «после запуска постоянного пункта пропуска «Кани-Курган», намеченного на конец текущего 2022 года» (администрация Амурской области).
Характеристики моста
Параметры | Сведения |
Стоимость проекта, руб | 19 млрд |
Длина, м | 1080 |
Ширина, м | 18,2 |
Ширина проезжей части, м | 11 |
Пропускная способность, шт./день | 630 – грузовики |
164 – автобусы | |
68 – легковые авто | |
Ежегодный объём грузов, т | 4 млн |
Ежегодный пассажиропоток, чел | 2 млн |
Ежегодный товарооборот, $ | 50–60 млрд |
Режим работы | 08:00 – 23:00 |
Средняя стоимость проезда, руб | 8 700 |
Цена проезда будет снижена в недалёком будущем. Как только инвестиции окупятся, тариф на пересечение моста начнут калькулировать из размера стоимости содержания строительного объекта.
Кому принадлежит мост?
Василий Орлов (глава АО) заявил, что после окончания строительства моста его собственниками стали: Амурская область и провинция Хэйлунцзян. Разграничение права собственности прошло по линии российско-китайской границы. Вообще строительство трансграничного моста велось по концессионной модели, т.е., минуя бюджетные вливания. Половину моста строила России за 13,6 млрд. рублей. Другую половину возводил Китай, которая ему обошлась в 5,4 млрд руб.
Для инвестирования стройки создали совместную концессионную российско-китайскую компанию. Её концедентами выступили: Правительство Амурской области и Народное правительство провинции Хэйлунцзян. Среди инвесторов крупные национальные компании, такие как Газпром и ему подобные. Поэтому проезд по мосту платный. По расчётам китайской стороны инвестиции окупятся в течение 16 лет. Российские инвесторы надеются вернуть вложения не ранее, чем через 18 лет.
Значение проекта
По словам полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, мост Благовещенск-Хэйхэ имеет заметное и символическое значение. Он станет ещё одной нитью дружбы между Россией и Китаем. Сегодня президентский «разворот на Восток» уже не является декоративным. И построенный мост говорит о важности и огромном значении для страны в условиях Западных санкций. Вдобавок мост сокращает дорогу на 300 километров, за счёт чего снижаются транспортные издержки.
Перспективы проекта
Когда закончится карантин и будет достроен постоянный пункта пропуска «Кани-Курган», полная загрузка проекта сможет обеспечить ежедневное обслуживание:
- 630 грузовых автомобилей;
- 164 автобусов;
- 68 легковых автомобилей.
К тому же транспортная артерия придаст новый импульс развития приграничных регионов двух стран. Уже разрабатываются проекты строительства комбинатов сжиженных углеводородов и других опасных для транспортировки грузов, которые будут переправляться автовозами в Китай. А это новые рабочие места.
Мост для коммерции
В недавнем прошлом доминирующую роль в перевозках летом традиционно играл морской транспорт. Зимой ледовая переправа. В первом случае неудобства связаны с необходимостью загрузки/разгрузки баржи. А во-втором – существовала опасность раскола льда, влекущая трагедию. Новый мост работает круглый год в безопасном режиме. К тому же в условиях всемирной контейнеризации, увеличением доли генеральных грузов в мировом грузообороте мы обязаны именно контейнерам.
Эксплуатация контейнеров в автомобильных перевозках грузов сокращает время их погрузки/выгрузки, доставки, снижает затраты живого труда. Кстати Китай на 3-м месте среди контейнерных стран (на 1-м США, на 2-м Япония). Вдобавок грузы до 1,8 и 3,5 тонн можно будет доставлять на микроавтобусах и малотоннажных грузовиках. Так что мост для коммерческих перевозок обещает ускорить бизнес и удешевить расходы на логистику.
Компания Eurasia Logistics активно пользуется мостом Благовещенск-Хэйхэ с первого дня его открытия. В результате нашим клиентам стало выгоднее заказывать и привозить грузы:
- экономия транспортных расходов составляет 30-35%;
- таможенное оформление проходит всего за 2-3 дня.
Стоит добавить, что Eurasia Logistics – первые руки на таможне.