Зачем классифицируют грузы?
Международная торговля развита очень хорошо, при этом расстояния доставки товаров нередко исчисляется тысячами километров (например, от Пекина до Москвы 8 309 км). А поскольку в логистических цепочках часто задействуется несколько видов транспорта, – морской, воздушный, железнодорожный и автомобильный, то перевозка превращается в мультимодальную, – с несколькими перегрузами, ожиданиями проверок, длительным временем в пути и другими стадиями услуги.
Чтобы ускорить доставку и максимально снизить риски повреждения перевозимого имущества, все грузы классифицируются на виды и типы.
Для каждого из них определяется:
- порядок и условия погрузочно-разгрузочных работ;
- оформление разрешений от надзорных инстанций;
- выбор транспорта по грузоподъёмности;
- условия хранения и перевозки;
- выдача согласований и другое.
Например, перевозка грузов класса «негабарит» потребует от логистов поиска специального транспорта с необходимой вместимостью. А для сыпучих грузов, допустим зерна, придётся обеспечить условия по его защите от осадков и организовать взвешивание перед погрузкой и выгрузкой. А если клиент заказал доставку животных, например, племенного крупнорогатого скота из Аргентины в Россию, то в этом случае логистам предстоит обеспечить все требования ветеринарного надзора в рамках санитарного законодательства.
Зачем грузы маркируют?
Принимая груз клиента на склад, сотрудник транспортной компании обязательно маркирует его, согласно ГОСТ 14192-96. Это межгосударственный стандарт СНГ, который полностью повторяет международный регламент. Сама маркировка, как правило, представляет собой хорошо заметный стикер. Если транспортная компания не может его изготовить по каким-либо причинам, то сотрудник пишет информацию от руки промышленным фломастером яркого цвета.
Но, ручное оформление используется сегодня крайне редко, поскольку маркировка должна содержать следующее:
- Манипуляционные знаки – изображения, указывающие на способы обращения с грузом (хрупкое; беречь от влаги; температурный режим; место страповки и др.).
- Основная информация – наименование грузополучателя; пункт назначения (при необходимости, станции или порта перегрузки); количество грузовых мест или комплектов оборудования; масса; габариты и прочее.
- Дополнительная информация – наименование грузоотправителя; пункт отправления; наименование транспортной компании.
Сведения в маркировке должны полностью отвечать данным коносамента. Если груз специальный, то его дополнительно маркируют стандартным набором предупредительных знаков, либо их текстовыми аналогами.
Классификация грузов
Грузы классифицируются на 3 вида: по грузоподъёмности; способу погрузки-разгрузки; по условиям перевозки и хранения. В международных перевозках они носят общепринятые названия:
- Генеральные.
- Навалочные.
- Наливные.
Каждый из перечисленных видов содержит многообразие типов, благодаря которым обращение с теми или иными грузами конкретизируется. Что имеется ввиду, постараемся расписать кратко, но ёмко.
Генеральные грузы
Партии штучных грузов, перевозимые в таре или упаковке, или без них (например, партия автомобилей или спецтехники). Среди наиболее распространённой тары в логистике генеральных грузов используются: контейнеры, ящики, бочки, биг-беги, тюки, пакеты и другие виды упаковки. (К данной группе относят любые товары, имеющие поштучную номенклатуру).
Навалочные грузы
Навалочные (насыпные, сыпучие) грузы перевозят без тары. Среди них зерно, пески, гравий, цемент, уголь, щебень и др. Учёт таких грузов производится по объёму и массе.
Наливные грузы
Наливными грузами называют жидкие и полужидкие продукты, транспортировка которых осуществляется в цистернах. Для их погрузочно-разгрузочных работ применяют насосное оборудование. Среди наливных грузов обычно встречаются: нефть, сжиженный газ, спирт, лакокрасочные материалы, масла и др.
По условиям перевозок и хранения
Услуги транспортирования грузов далеко не ограничиваются своевременной доставкой имущества от отправителя к получателю. Логистические компании обязаны обеспечить сохранность товаров или оборудования, с учётом их особенностей и рекомендаций производителя (отправителя). Поэтому грузы разделяются на типы по условиям перевозок и хранения.
Обычные грузы
Обычными (массовыми) грузами называют габаритные товары или оборудование, которые не нуждаются в особых режимах хранения и перевозок. Для их логистики используется обычный грузовой транспорт и стандартный контейнер.
Специфические грузы
В эту категорию грузов попали: негабарит, длинномер, опасные продукты, сверхтяжёлые конструкции, имущество с особенными санитарными условиями.
Негабаритные грузы
Вид перевозимого имущества больших размеров. Для его транспортировки логистам необходимо подготовить специальный транспорт, заказать сопровождение по дорогам общего пользования и получить разрешение на провоз.
Размеры негабаритного груза: длина от 20 м; высота от 4 м; ширина от 2,55 м. Вдобавок негабаритным считается груз массой от 38 тонн.
Длинномерные грузы
Длинномерными считаются грузы, чьи размеры по длине выступают более чем на 2 метра за задний борт грузового автомобиля. Обычно для их перевозки используют прицепы-роспуски (например, в перевозке труб, древесины или мачт) или тралы.
Тяжеловесные грузы
Изделия и конструкции, общей массой свыше 500 кг для одного грузового места на ж/д транспорте; а для автотранспорта от 3 тонн – относятся к категории тяжеловесных.
Опасные грузы
Категория опасных грузов включает: твёрдые, жидкие и газообразные продукты с высокой степенью риска воспламенения, взрыва, самовозгорания или заражения территории, в случае утечки из повреждённой тары, с тяжёлыми последствиями для живых организмов. Всего в ГОСТ 19433–88 перечислены 9 классов опасных грузов: взрывчатые, газообразные, легковоспламеняющиеся твёрдые, легковоспламеняющиеся жидкие, окисляющиеся, токсичные, едкие, радиоактивные, прочие опасные.
Скоропортящиеся грузы
Товары и продукты, требующие оперативной доставки получателю. Вместе с этим, в процессе транспортировки логисты обязаны обеспечить надлежащий температурный режим, соответствующее товарное соседство, приток свежего воздуха для вентиляции (если того требует инструкция производителя). Поэтому скоропортящиеся грузы подразделяются на 4 подтипа:
- Вентилируемые.
- Охлаждаемые.
- Охлаждённые.
- Замороженные.
Обычно их перевозят в термоизолированных контейнерах или контейнерах-рефрижераторах.
Живые грузы
Эта категория грузов, ничто иное, как животные. Их перевозят поштучно или партиями. Например, слона могут везти одного из Африки в зоопарк Европы. А птицу, овец, коров и других домашних животных, везут племенными стаями и стадами. Транспортировка животных сопровождается жёстким санитарным и ветеринарным надзором.
Резюме
Как видно из материала статьи, казалось бы, простое слово груз, включает в себя большой и важный объём невидимой информации. Благодаря ей логисты могут обеспечить максимально безопасный трафик товаров, оборудования и животных, из одного государства в другое. Создав при этом все необходимые условия надлежащей: погрузки, хранения, температуры, санитарии и разгрузки. Доверяйте перевозку грузов профессионалам, – ещё на стадии заключения договора они продумают особенности доставки вашего имущества, руководствуясь его свойствами.