Международная транспортировка грузов регламентируется различными протоколами. Одним из них является Инкотермс. Название этого документа ничто иное, как аббревиация от International Commercial Terms, что в переводе с англ. языка на русский буквально означает «международные коммерческие термины».
На простом языке, это перечень обозначений международных правил поставки, разработанных международной торговой палатой. Утверждённый порядок соблюдаются правительственными таможенными органами, юридическими компаниями и предпринимателями во всём мире. Далее расскажем: что обеспечивает Инкотермс; на какие группы он делится; как расшифровываются его базисы.
Что такое Инкотермс?
Инкотермс – это свод 11 базисов, которые фиксируют права продавца и покупателя в договоре купли-продажи, в части поставки продукции. Протокол действует ещё с 1936 года. Правда его редакция менялась в 1953, 1967, 1976 гг. А с 1980 г международная торговая палата вносит правки в Инкотермс каждые 10 лет, поэтому он обновлялся в 1990, 2000, 2010 и 2020 годах соответственно. В настоящее время действует редакция Инкотермс 2020. В момент последней правки ни один термин не был удалён. Однако, один базис был подкорректирован. Он сменил название с DAT на DPU.
Какие условия обеспечивает Инкотермс?
Международные правила поставки не меняют основные условия внешнеторговых контрактов (перечень продукции, переход прав покупателю, условия оплаты и т.д.). Базисы Инкотермс лишь закрепляют в договорах купли-продажи распределение ответственности между сторонами сделки в части отдельных обязательств и финансовых расходов в момент транспортировки груза. Среди них:
- точка передачи товара;
- оплата перевозимого груза;
- погрузка товарной партии;
- разгрузка товарной партии;
- таможенное оформление;
- страхование партии или всего груза;
- переход рисков от продавца к покупателю на случай потери/повреждений продукции.
Правила обсуждаются путём переговоров, но все они сгруппированы в свод действующих базисов (всего их 11). Поэтому принцип такой: если выбрали базис, то значит согласились с его условиями. Далее базисный код фиксируется в контракте, спецификации товара и в счёте (инвойсе).
Рисунок 1. Скриншот инвойса.
Группы Инкотермс
Международные правила поставки разрешают продавцу и покупателю выбрать наиболее подходящее условие доставки товара. Для удобства они разбиты по 4-м группам от Е до D. Чем ниже литера алфавита, тем выше ответственность для продавца. И наоборот, чем выше литера, тем длиннее список обязательств для покупателя. В таблице ниже кратко расписаны условия по группам Инкотермс.
Таблица 1. Группы Инкотермс
Группа |
Условия |
E |
Самовывоз. Услуга оплачивается покупателем, все риски доставки тоже ложатся на покупателя. |
F |
Отправка до границы. Продавец обеспечивает затаможку в КНР (прохождение таможенного контроля), а растаможка (таможенная очистка) – на покупателе. |
C |
Доставка до перевозчика. Продавец берёт на себя ответственность за товар, пока не передаст его перевозчику. |
D |
Доставка под ключ. Продавец КНР организует транспортировку груза до места его получения покупателем в РФ (или другой стране). |
Четырьмя группами условия не ограничиваются. Наоборот, E, F, C и D распадаются на подгруппы, также закодированные, но уже с аббревиациями из трёх латинских букв. А всего этих подгрупп 11, из которых формируется протокол Инкотермс.
11 правил Инкотермс и их расшифровка
В таблице 2 указаны действующие базисы Инкотермс 2020 с кратким описанием обязанностей поставок товаров, как для продавца, так и для покупателя.
Таблица 2. Правила Инкотермс с расшифровкой.
№ |
Код базиса |
Расшифровка |
Обязанности сторон |
1 |
EXW |
Ex works |
Продавец: передаёт товар покупателю на своём складе, заводе или фабрике; возлагает ответственность за товар на покупателя. |
Покупатель: забирает груз со склада продавца; проходит китайскую таможню; проходит российскую таможню. |
|||
2 |
FCA |
Free Carrier |
Продавец: уплачивает таможенные пошлины на вывоз; отгружает товар перевозчику покупателя; передаёт перевозчику транспортные документы и ответственность за груз. |
Покупатель: организовывает доставку груза в свою страну; оплачивает транспортные и погрузочно-разгрузочные работы; уплачивает таможенные пошлины. |
|||
3 |
FAS |
Free alongside ship |
Продавец: оплачивает таможенные процедуры и пошлины на вывоз из Китая; за свой счёт доставляет груз на причал к борту судна покупателя. |
Покупатель: организует погрузку товара на судно за свой счёт; платит за морскую перевозку; организует разгрузку товара в порту назначения РФ; оплачивает таможенные процедуры и пошлины на ввоз. |
|||
4 |
FOB |
Free on board |
Продавец: оплачивает процедуры таможенного контроля для вывоза груза из Китая; доставляет товар в порт и организовывает погрузку на судно за свой счёт. |
Покупатель: оплачивает морскую перевозку и разгрузку товара в порту; уплачивает таможенные процедуры и пошлины на ввоз. |
|||
5 |
CFR |
Cost & Freight |
Продавец: оплачивает процедуры таможенного контроля в Китае; доставляет товар в порт; организовывает погрузку на судно за свой счёт; оплачивает морскую перевозку. |
Покупатель: оплачивает разгрузку товара; оплачивает таможенные пошлины и процедуры. |
|||
6 |
CIF |
Cost Insurance and Freight |
Продавец: страхует груз; оплачивает таможенные процедуры и пошлины в КНР; доставляет товар в порт; оплачивает погрузку на судно и морскую перевозку. |
Покупатель: оплачивает разгрузку товара; несёт издержки на растаможку. |
|||
7 |
CIP |
Carriage and Insurance Paid to |
Продавец: страхует груз; оплачивает таможенные процедуры и пошлины в КНР; отгружает товар перевозчику; оплачивает доставку; передаёт ответственность перевозчику. |
Покупатель: оплачивает разгрузку товара; несёт издержки на растаможку. |
|||
8 |
CPT |
Carriage Paid To |
Продавец: оплачивает таможенные издержки в КНР; отгружает товар перевозчику; передаёт ответственность перевозчику; доставляет груз покупателю. |
Покупатель: разгружает за свой счёт; оплачивает таможенные процедуры и пошлины на ввоз. |
|||
9 |
DAP |
Delivered At Point |
Продавец: оплачивает таможенные процедуры и пошлины на вывоз из КНР; доставляет товар покупателю в указанный пункт назначения. |
Покупатель: принимает ответственность за товар; разгружает (иногда за свой счёт); оплачивает таможенные процедуры и пошлины на ввоз в РФ. |
|||
10 |
DPU |
Delivered Named Place Unloaded (Поставка до пункта выгрузки) |
Продавец: оплачивает таможенные процедуры и пошлины на вывоз из КНР; доставляет товар покупателю в указанный пункт назначения; разгружает. |
Покупатель: принимает товар и ответственность за него; оплачивает таможенные процедуры и пошлины на ввоз в РФ. |
|||
11 |
DDP |
Delivered Duty Paid |
Продавец: оплачивает таможенные процедуры и пошлины на вывоз из КНР и ввоз в РФ; доставляет товар покупателю в указанный пункт назначения. |
Покупатель: разгружает товар (иногда за свой счёт) и принимает ответственность за груз. |
Дополнительно к таблице:
- Базисы FAS, FOB, CFR, CIF применяются только для морских поставок, остальные – универсальные.
- Согласно условиям FOB, CFR и CIF, – переход рисков от продавца к покупателю наступает с момента размещения груза на судне, а FAS – на причале.
- Протоколы CIP и CIF обязывают продавца самостоятельно страховать груз.
11 правил Инкотермс в картинках
Инфографика зон ответственности продавца и покупателя по базисам.
Начинающим импортёрам лучше выбирать группы «F», «C» и «D», или заключать договор поставки с транслогистической компанией.
Схемы доставки Инкотермс.
Для чего нужны правила Инкотермс?
Международная торговая сделка состоит из множества условий. Стороны договора заранее обсуждают каждое из них, чтобы отправка и приёмка груза не вызвала коллапс. Поэтому все пункты прописывается, например, кто берёт на себя организацию транспортировки; где покупатель принимает груз; кто платит за торговое судно; кто покрывает риски кражи или утраты.
Но, прописывать каждый пункт это одно, а читать многостраничный договор это другое. Ведь контракт на поставку груза и транспортные документы не являются достоянием исключительно продавца и покупателя. Эти документы читают третьи лица, задействованные в логистической цепочке. Среди них:
- Логисты.
- Таможенные брокеры.
- Налоговые и страховые инспекторы.
- Сотрудники транспортных компаний.
- Специалисты финансовых отделов контрагентов.
Так вот, чтобы они быстро понимали суть договора поставки, в документах проставляется базисный код Инкотермс. Допустим, логист видит в инвойсе – DDP, значит поставка груза «под ключ», за всё платит продавец. Вопросов нет: не надо копаться в документах, искать условия поставки и вычитывать обязательства сторон. Всего 3 буквы кода и всем всё ясно.
Выводы:
- Базисы Инкотермс помогают узнать условия поставки из трёхбуквенного кода.
- Свод правил Инкотермс чётко распределяют обязанности между сторонами договора.
- Для продавца выгоднее базис группы «Е» (самовывоз), для покупателя «D» (под ключ).
- Базисы CIP и CIF обязывают продавца страховать груз, а другие – по договорённости.
- Начинающим импортёрам лучше выбирать группы «C», «F» и «D», или заключать договор поставки с транслогистической компанией.